Сплав по Керженцу Быдреевка — Хахалы (48 км). Часть 4: День 3

Сплав по Керженцу Быдреевка — Хахалы (48 км). Часть 4: День 3

23.12.2018 0 Автор Reylinike
Pocket

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Перед Вами четвёртая, заключительная часть, моего рассказа о сплаве по реке Керженец в Нижегородской области. В первой части я рассказал о маршруте, используемом снаряжении и опыте регистрации туристической группы в МЧС. Во второй части — о дороге до Нижнего Новгорода и первом дне сплава. Третья часть моего рассказа целиком была посвящена второму дню сплава.

изображение: novaparks.com

Часть 1: Снаряжение и маршрут

Часть 2: День 1

Часть 3: День 2

Очередное утро, смелые планы, слепни и перекат

Подъём был ранний, около 6-ти часов утра. Быстро позавтракав злаковыми батончиками с кофе мы собрали лагерь и приготовились к отплытию. Злаковые батончики отличное решение для питания в походах. Они герметично упакованы, могут долго храниться, и не портятся от сжимания и деформации, что часто происходит с вещами, лежащими в рюкзаке. Во время завтрака мы решили, что с нас хватит двух бессонных ночей и искусанных насекомыми частей тела, поэтому мы решили напрячься и совершить двадцати пяти километровых марш-бросок до Хахал и заночевать там. Таким образом мы хотели сократить поход на один день, проведя его в Нижнем Новгороде, или, если получится купить обратные билеты, вернуться домой раньше.

Напомню, что заночевали мы под деревней Взвоз, пройдя за первые полтора дня двадцать четыре километра. Постепенно русло реки становилось уже, река заметно мелела, в каких-то местах приходилось вылезать из лодок и протаскивать их через песчаные мели. Поваленных деревьев и коряг, торчащих из воды, наоборот, становилось больше, хотя, сплошных завалов, требующих обноса по берегу, пока не встречалось. Если вечером и ночью нас беспокоили комары, то днём стали появляться слепни. Это большие мухи, которые питаются кровью и очень больно кусаются. Один такой слепень укусил меня в ногу, из-за чего нога сильно опухла, а рана заживала в течении недели. Несмотря на все трудности, мы старались держать ход около 5-6 км\ч и вскоре достигли небольшого переката. Он расположен, примерно, в шести километрах вниз по течению от Взвоза, рядом с впадением в Керженец речки Чернуха. В этом месте русло Керженца разделяется на два рукава, при входе в левый из них и расположен порожек. С технической точки зрения, перекат не представляет особой сложности даже для начинающего экипажа. В воде поперек русла навалено несколько стволов деревьев, которые образуют естественную плотину. С «плотины» идёт большой слив, через который и нужно проходить препятствие. Перепад высот небольшой, но нужно учитывать осадку судна, так как можно зацепиться днищем и застрять. Сразу после прохождения струи сильный прижим к левому берегу, который завален корягами. Вся сложность состоит в том, чтобы вовремя сманеврировать и не налететь на коряги. Если уж Вас понесло совсем не туда, куда бы Вы хотели, то выставляйте высла и старайтесь ими оттолкнуться от препятствия. Ремонт лодки в полевых условиях не самое лучше времяпрепровождение. Течение в левом рукаве быстрое и маневрировать приходится с первого раза, времени исправить ошибку может не быть. Периодически встречаются бревна, торчащие из воды.

Плёсы, перекус, дилемма такси и Красное Плесо

После выхода из рукава начинается плёс — глубоководный участок реки, расположенный за перекатом. Особенность плёсов в большой глубине и слабом течении, с точки зрения водного туриста плёсы представляют собой изматывающую и однообразную греблю. Плёс растянулся на два с половиной километра, а затем река сузилась почти что до состояния канавы и сильно обмелела. Населённые пункты по берегам по прежнему не встречались, источников питьевой воды также не было видно. Берега окружал дикий лес, удобных мест для стоянок также замечено не было. Я слышал, что неплохое место для стоянки есть за Хахалами, поэтому постарайтесь проходить участок от Взвоза до Хахал без ночёвок.

Спустя пятнадцать километров хода мы вышли к деревни Лещёво, которая была с левого борта. Причалив к берегу мы размяли ноги и наспех перекусили консервами. Когда жарко и работаешь на вёслах, то есть не хочется, зато воду ты потребляешь литрами. Периодические остановки всё же приходится делать, чтобы размять ноги и седалище, которое сильно затекает от жёсткой скамьи. От Лещёво до Хахал оставалась пройти ещё около пяти километров, по плану мы должны будем закончить маршрут в районе трёх часов дня. По примерным подсчётам, на просушку лодок и сбор вещей нам нужно два часа, ещё столько же ехать до Нижнего Новогорода, другими словами, мы вполне могли успеть на вечерний поезд до Москвы. Приободрившись я набрал номер такси, которое доставило нас сюда и через день должно было вернуться. Из-за плохой связи мне только раза с третьего удалось дозвониться с резервного телефона, служившего для связи с МЧС (сеть МТС по прежнему не определялась, звонили с Билайн). Выяснилось, что машина сможет за нами приехать лишь около девяти вечера, но это было лучше, чем ещё одна бессонная ночь с комарами, поэтому мы согласились.

Снова плёс, купание и сбор вещей, Хахалы

После Лещёво нас ждал ещё один плёс, протяжённостью около трёх километров. За ним деревня со странным названием Красное Плесо. Этимологию этого названия мне выяснить не удалось. Если вы знаете, что оно означает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. В районе трёх часов дня мы прибыли в деревню Хахалы. Для съезда на берег выбрали небольшой песчаный пляж, на котором купались местные жители. Наше внезапное появление не вызвало большого ажиотажа и мы заняли дальнюю часть пляжа. Первым делом предстояло разгрузить лодки, затем помыть их и просушить. Где-то через час у нас была огромная куча вещей и три байдарки, лежащих на солнце. Мои друзья расположились неподалёку, любуясь проделанной работой, а я отправился купаться. Освежившись, я почувствовал себя намного лучше, но мои друзья презирали водные процедуры, назвав купание в реке негигиеничным. В результате было решено разыскать деревенский магазин, чтобы купить в нём пиво и таким образом отпраздновать завершение нашего путешествия. По итогам голосования в магазин отправился Дмитрий. Вскоре он вернулся с пивом и водой. Мы с удовольствием выпили освежающий пенный напиток и перекусили. Остатки не съеденной еды я отдал местной собаке, которая с удовольствием их съела.

Хахалы небольшая деревушка, расположенная на левом берегу реки Керженец. Магазин находится на Центральной улице, рядом с мостом через реку. В магазине есть все необходимые туристу продукты, в том числе, хлеб и консервы. Рядом с магазином расположена автобусная остановка, с которой можно уехать в Семёнов. По причине транспортной доступности Хахалы популярны у туристов-водников: здесь часто начинают (Хахалы — Рустай или Макарьево) или заканчивают (Керженец — Хахалы) сплавы. В остальном деревня ничем не примечательна.

фотография автора
фотография автора
деревня Хахалы. Фотография автора

Краткие итоги сплава, дорога до вокзала, футбольные болельщики и ночной поезд домой

Остаток дня мы провели, сидя на остановке и дожидаясь машины. Успешное завершение сплава радовало нас, но сил почти не осталось — сказался недостаток сна и физическое переутомление. За три неполных дня мы прошли сорок восемь километров, что на двадцать меньше запланированного. Тем не менее, все мы получили удовольствие от путешествия: река протекает в достаточно глухих местах и, если Вы, как и мы, устали от суматохи большого города и ищите тишины и покоя, то эта река для Вас. С технической точки зрения, река простая, на участке от Быдреевки до Хахал всего два препятствия. Первое будет спустя несколько километров сразу после Быдреевки (рядом с деревней Берёзки) — разрушенная плотина, которую лучше обнести по правому берегу. Второе — перекат рядом с впадением реки Чернуха, который проходится без особых сложностей. Тем не менее, не стоит относиться к реке слишком самонадеянно — сплав по Керженцу не приятная прогулка по парку. Маршрут находится в дали от населённых пунктов и расчитывать вам придётся только на себя. От вас потребуется уверенное управление судном: русло реки узкое, извилистое и полно торчащих из воды коряг. На маршруте мало источников с питьевой водой. Воду можно приобрести в магазинах в Быдреевке и в Хахалых, а также, набрать из источника в Мериново. Хороших мест для стоянок также мало, советую останавливаться на ночлег до шести вечера, чтобы потом не пришлось лазить по кустам в темноте. Очень много мошек, комаров и других кровососущих насекомых. ОЧЕНЬ МНОГО. Запасайтесь одеждой с длинными рукавами и штанинами, а также, репеллентами. Нижегородская область считается эндемичной для клещевого энцефалита, то есть, здесь водятся заражённые клещи и есть не нулевая вероятность заболеть энцефалитом. Мы не делали прививки, но предварительно обработали одежду от клещей. К счастью, никого из нас клещи не покусали, но один из них был найден в палатке. Кроме клещей, в лесу можно встретить гадюк, лично мы змей не видели, но всё равно будьте осторожны. Вода в реке чистая, берега и дно песчаное, купаться приятно.

В десятом часу вечера за нами приехала машина. Мы воспользовались тем же сервисом, что и по дороге сюда — minivan-nn.ru. Компания Минивэн-НН предоставляет качественные пассажирские перевозки на комфортных микроавтобусах. Качеством работы этой компании я остался полностью доволен, за нами приезжали ровно в установленные сроки и с комфортом довозили до нужного места. Отдельное спасибо за то, что смогли нас забрать на день раньше оговоренного срока. Всю дорогу до вокзала мы спали, накопленная усталость взяла своё. Проснулись уже подъезжая к вокзалу в районе полуночи. Центр города оказался перекрыт из-за Чемпионата Мира по футболу. Насколько это было возможно, нас подвезли поближе к вокзалу и высадили, дальше нужно было идти пешком. Ночные улицы были полупусты, но все кафе оказались забиты футбольными болельщиками. Добравшись до вокзала (на вхоже наши вещи проверили на рентгеновской установке, но ничего не сказали) мы поменяли обратные билеты на ночной поезд до Москвы. Свободных мест оказалось очень мало и мы буквально купили последние, к счастью, в одном вагоне, но на разных полках. Поезд отправлялся в районе двух часов ночи, поэтому мы отправились в близлежащее кафе, чтобы перекусить. В кафе была гигантская очередь, отстояв которую мы взяли по сандвичу и кофе. Остаток времени мы провели сидя на вокзале. Затем пришёл наш поезд и мы кое-как закинули вещи на багажные полки, а сами без сил рухнули на свои места и тут же уснули.

изображение: kondy-karelia.ru

МЧС и дорога домой

Завершив сплав, я должен был позвонить в МЧС и снять нашу группу с учета, но в тот день я не смог дозвониться, поэтому предупредил жену и отложил звонок на завтра. Ночь в поезде пролетела незаметно, в Москву мы прибыли около восьми утра. Мы спали на верхних полках, положив под головы куртки и даже не попросив белья. Единственное, за что я тогда переживал, так это, как бы наши рюкзаки не свалились и не убили бы кого-нибудь. Утром мне позвонили из МЧС и спросили всё ли у нас в порядке. Я объяснил им, что не смог связаться вчера и что мы успешно завершили путешествие. Снимая группу с учёта необходимо сообщить конечную точку маршрута и время окончания. Прибыв на московский вокзал, мы взяли такси до дома и таким образом завершили наше путешествие. За три неполных дня мы прошли около 48 километров, остановившись два раза на ночёвку. Керженец хорошая река для сплава начинающих экипажей. Основную сложность составляют кровососущие насекомые и редкость источников питьевой воды. Нам пригодилось почти всё снаряжение, кроме радиоприёмника, который ничего не ловил и одного дневного рациона еды, так как мы планировали четыре дня сплава. Также, на маршруте проблемы с сотовой связью (МТС не ловит, Билайн ловит местами).

На сегодня это всё, благодарю за внимание! Если у Вас есть вопросы или пожелания, оставляйте комментарии или пишите мне на e-mail: info@reylinike.ru