Творчество Г.Ф. Лавкрафта: Мифы Ктулху

Творчество Г.Ф. Лавкрафта: Мифы Ктулху

22.11.2018 0 Автор Reylinike
Pocket

В этом выпуске я постараюсь обобщить информацию по созданной автором мифологии и составить краткий путеводитель по его творчеству. Для начала давайте вспомним, о чём писал автор и как можно определить жанр его творчества.

Часть 1: Хребты Безумия

Часть 2: Тень над Иннсмутом

Часть 3: Зов Ктулху

Часть 4: Данвичский ужас

Часть 5: Шепчущий во тьме

Часть 6: Цвет из иных миров

Часть 7: Краткая биография Г.Ф. Лавкрафта

Современные литературоведы для определения творчества Лавкрафта выделяют отдельный поджанр литературы ужасов — так называемые «лавкравтовские ужасы». В отличие от писателей-фантастов начала XX века, писавших о превосходстве человека, технического прогресса и покорении других миров, Лавкрафт показывает ничтожность человека перед лицом могущественных и чуждых существ из иных миров. Произведения Лавкрафта полны страха перед неизведанным, сумасшествием и гнетущей обреченностью апокалипсиса. Ядром творчества автора стали «Мифы Ктулху», произведения, объединённые общей мифологией. Важным элементом мифов Ктулху являются Древние Боги — могущественные существа, возникшие задолго до появления человека и обитающие в иных галактиках и измерениях. Сам автор характеризует Древних Богов следующим образом: «Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные». К Древним Богам можно отнести следующих существ: Азатот, Йог-Сотот, Ктулху, Дагон, Ньярлатхотеп, Шуб-Ниггурат и Хастур. Остановимся более подробно на каждом из них и я расскажу об основных произведениях, где они фигурируют.

Азатот (Azathoth)

изображение: ok.ru

Верховное божество в пантеоне мифов Ктулху. Лавкрафт его описывает, как бесформенное и клубящееся нечто, порождающее демонов. Среди его эпитетов присутствуют такие, как «Слепой безумный бог», «Вечно жующий султан демонов» и «Ядерный хаос». Впервые он появляется в рассказе «Сомнабулический поиск Неведомого Кадата»  и описывается так: «…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги…».

Азатот в произведениях Лавкрафта  не участвует напрямую в описываемых событиях, а лишь упоминается, как нечто ужасное. Всё, что он делает, это находится где-то в далёком космосе и порождает демонов. А все остальные используют его имя, как страшилку для олицетворения чего-то неведомого и ужасного. Почитать про него можно в уже упомянутом рассказе «Сомнабулический поиск Неведомого Кадата» (в некоторых переводах используют название «В поисках неведомого Кадата») и очень коротком рассказе «Азатот». Азатот не столь интересен по равнению с другими Древними Богами, поэтому перейдём к ним.

Йог-Сотот(Yog-Sothoth)

изображение: wikipedia.org

Он так же известен под именами «Затаившейся на пороге» и «Ключ и врата». Йог-Сотот описывается, как множество светящихся сфер и является хранителем врат между мирами. «Перед глазами возникли гибельные очертания таинственного Йог-Сотота — беспорядочное нагромождение переливающихся шаров, исполненных космической угрозы».

Г.Ф. Лавкрафт, «Ужас в музее».

Хотя описание Йог-Сотота приводится в рассказе «Ужас в музее», сам рассказ не про него. Сюжет «Ужаса в музее» послужил основой для создания серии фильмов ужасов «Дом восковых фигур». Фильм рассказывает о маньяке, создающим восковые фигуры из своих жертв. В рассказе Лавкрафта необычные восковые фигуры, выставленные в музее, создаются из древних монстров и жертв маньяка-сектанта. Более подробно про Йог-Сотота можно почитать в рассказе «Данвичский ужас». Сектанты проводят древний ритуал, чтобы призвать в наш мир Йог-Сотота. От Древнего Бога и земной женщины рождаются монстры, которые начинают терроризировать окрестности. Монстрам противостоят ученые, которые должны предотвратить конец света. Кроме этого, про Йог-Сотота можно почитать в рассказах «Сомнабулический поиск Неведомого Кадата», «Врата серебряного ключа» и «Серебряный ключ».

Ньярлатхотеп (Nyarlathotep)

изображение: wikipedia.org

Воплощение хаоса, посланник Древних Богов в мире людей. Ньярлатхотеп появляется в одноимённом рассказе и описывается, как высокий смуглый человек, напоминающий древнеегипетского фараона.

«И тогда Ньярлатхотеп вышел из Египта. Кто он, никто не знал, только был он древних туземных кровей и походил на фараона. Феллахи падали ниц, завидев его, хотя никто не мог сказать, почему. Ньярлатхотеп говорил, что восстал сквозь тьму двадцати семи веков, и что голоса не с этой планеты доступны его слуху. В земли цивилизации пришёл Ньярлатхотеп, смуглый, стройный и зловещий».

Г.Ф. Лавкрафт, «Ньярлатхотеп».

В рассказе, являющимся «поэмой в прозе», описывается, что наступил конец света и на Землю явился Ньярлатхотеп, ведущий выживших людей за собой в «незримую пучину невообразимого». Со слов самого Ньярлатхотепа, он имеет тысячи обличий, а его истинная форма выглядит, как постоянно бурлящая и меняющая форму чернота. В мир людей он приходит, неся предзнаменование конца света, наподобие одного из всадников Апокалипсиса. Ньярлатхотеп упоминается в рассказах «Сомнабулический поиск Неведомого Кадата», «Странствия Альхазреда», а наиболее полно раскрывается в произведении «Обитающий во тьме». В городке Провиденс (родной город Лавкрафта) ходят недобрые слухи о поселившейся старой церкви нечистой силе. Молодой писатель Роберт Блейк, заинтересовавшейся этими слухами, решает исследовать церковь и находит в ней записи о сатанинском культе. По случайности, Роберт призывает в наш мир аватар Ньярлатхотепа, который обитает во тьме и не выносит солнечного света. Ньярлатхотеп преследует Роберта и после отключения в городе электричества убивает его. 

Шуб-Ниггурат (Shub-Niggurath)

изображение: wikipedia.org

Иначе называемый «Чёрный Козёл Лесов с Тысячью Младых» (Ya! The Black Goat of the Woods with a Thousand Young!). Шуб-Ниггурат является божеством извращённого плодородия и выглядит, как некая масса с козлиными ногами и со множеством щупалец и ртов. Он порождает множество чудовищ, которых пожирает и рождает вновь. Впервые Шуб-Ниггурат упоминается в рассказе «Последний опыт» (в некоторых переводах используется название «Последний тест»). В Сан-Франциско вспыхивает таинственная эпидемия, известная, как «Чёрная лихорадка». Местный врач и его помощник ищут лекарство от новой смертоносной болезни. Оказывается, что помощник врача — существо из другого мира, затуманившее разум доктора и принесшее с собой новую болезнь. Также, Шуб-Ниггурат упоминается в рассказах «Тварь на пороге», «Ужас в музее» и «Окно в мансарде». В компьютерной игре «Quake» один из боссов называется Шуб-Ниггурат, правда, выглядит как некое дерево, порождающее монстров.

Хастур (Hustur)

изображение: thumblr.com

Лавкрафт позаимствовал образ Хастура у других писателей и в Мифах Ктулху ему уделено мало внимания. Также известный, как «Король в жёлтом», Хастур впервые упоминается в рассказе Амброза Бирса «Пастух Гаита». Первоначальный образ, созданный Бирсом, не нёс негативной окраски, а упоминался, как загадочный и доброжелательный персонаж. Позже другой писатель, Роберт Чемберс, позаимствовал имя «Хастур» для своего рассказа «Жёлтый знак», в котором Хастур именуется «Король в жёлтом» и имеет  зловещую окраску. Лавкрафт, впечатлившись после прочтения рассказа Чемберса, создал «классический» образ Хастура, включив его в пантеон богов Мифов Ктулху. К сожалению, разработкой образа всё и закончилось, написать про него отдельное произведение Лавкрафт не успел. Хастур выглядит, как чёрный вихрь, похищающий рассудок и душу любого, кто его видит. Обычно он упоминается вместе с древним проклятым городом Каркоза. Образ Каркозы был создан Амброзом Бирсом в рассказе «Житель Каркозы», а затем доработан Чемберсом и Лавкрафтом. У Лавкрафта Хастур упоминается в рассказе «Шепчущий во тьме». Также, его образ использован в телесериале «Настоящий детектив» в качестве бога тёмного культа. 

Ктулху (Cthulhu)

изображение: blogger.con

Самый узнаваемый образ, созданный Лавкрафтом, ставший интернет-мемом. Впервые Ктулху упоминается в рассказе «Зов Ктулху», написанном в 1928 году. Ктулху также относится к Древним Богам и выглядит, как страдающий от ожирения гуманоид с недоразвитыми перепончатыми крыльями за спиной и осьминогом, вместо головы. «Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после многовекового заточения, а по мере того как он вплывал в сморщенное горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь, перед ними появилось Оно и на ощупь стало выдавливать Свою зеленую, желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную, ядовитую атмосферу безумного города»

.

Г.Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху».

В рассказе повествуется о спящем на дне океана Ктулху, воздействующим на мозг спящих людей и сводящим их с ума. Группа сектантов с помощью жертвоприношений пытается разбудить Древнего Бога. В итоге им это удаётся, но разбуженный Ктулху сталкивается с пароходом и снова погружается в сон. Ктулху ещё упоминается в романе «Хребты Безумия», но там больше о заселении Древними Богами Земли и инопланетной цивилизации Старцев.

Дагон (Dagon)

изображение: algizsoul.ru

Меньшее божество в пантеоне Мифов Ктулху, наряду с супругой Гидрой является покровителем расы Глубоководных. Впервые Дагон упоминается в одноимённом рассказе, созданном в 1917 году. Дагон описывается, как гигантских размеров гибрид человека рыбы и лягушки.

«Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то недоддающиеся описанию ритмичные звуки».

Г.Ф. Лавкрафт, «Дагон».

Кроме этого, Дагон упоминается в рассказе «Тень над Иннсмутом». В рассказе главный герой попадает в город, населённый Глубоководными — существами, совмещающими в себе черты человека, рыбы и лягушки. Глубоководные стали широко использоваться в разнообразных фэнтези, например, с них списаны Мурлоки во вселенной Warcraft.

Кроме Древних Богов, у Лавкрафта есть и другие персонажи, заслуживающие внимания. В первую очередь, это инопланетная раса разумных грибов Ми-Го и подводные жители, именуемые Глубоководные. Кроме них, я расскажу о менее известных представителях вселенной Лавкрафта: Летающих полипах, Великой расе Йит и Старцах.

Ми-Го (Mi-go)

изображение: wikipedia.org

Ми-го инопланетная раса разумных грибов, прилетевших в нашу Солнечную систему из далёкого космоса и обосновавшихся на планете Юггот, отождествляемое с Плутоном. Впервые Ми-го упоминаются в сонете Лавкрафта «Грибы с Юггота«, написанном в 11929 году. Более полно их образ раскрывается в повести «Шепчущий во тьме». Хотя Ми-го являются грибами, выглядят они, как смесь насекомого и ракообразного.

«Это были розоватые существа примерно полтора метра длиной; с телами ракообразных и парами крупных спинных плавников или перепончатых крыльев и несколькими членистыми конечностями; на месте головы у них имелся свёрнутый улиткой эллипсоид со множеством коротких усиков».

Г.Ф. Лавкрафт «Шепчущий во тьме».

Ми-го высокотехнологическая раса, добывающая на Земле редкие минералы. Они перемещаются в космосе без летательных аппаратов, с помощью собственных крыльев. Ведут скрытный образ жизни и обладают большими познаниями в биотехнологиях. Например, Ми-го способны поместить человеческую голову в специальный контейнер и забрать с собой на Юггот. При этом, человеческий мозг и сознание будут продолжать функционировать отдельно от тела. Ми-го также упоминаются в романе «Хребты Безумия», как одни из первых жителей Земли.

Глубоководные (Deep Ones)


изображение: aetherealengineer.com

«Мне показалось, что в своей массе они были серовато-зеленого цвета, но с белыми животами. Большинство из них блестели и казались осклизлыми, а края их спин были покрыты чем-то вроде чешуи. Очертаниями своими они лишь отдаленно напоминали антропоидов, тогда как головы были определенно рыбьи, с выпуклыми, даже выпученными глазами, которые никогда не закрывались. Сбоку на их шеях виднелись трепещущие жабры, а между отростками длинных лап поблескивали натянутые перепонки, Они вразнобой подпрыгивали, отталкиваясь то двумя, а то всеми четырьмя конечностями, и я как-то даже обрадовался, что у них их было всего четыре. Их хриплые, лающие голоса, явно созданные для некоего подобия речи, несли в себе массу жутких и мрачных оттенков, с лихвой компенсировавших малую выразительность их морд».

Г.Ф. Лавкрафт, «Тень над Иннсмутом».

Глубоководные поклоняются Отцу Дагону и Матери Гидре, считая их своими прародителями. Как следует из их названия, Глубоководные обитают на дне океана в подводных городах. Об их культуре и обычаях известно мало, очевидно, это малочисленный народ, имеющий проблемы с размножением. Как иначе объяснить их желание спариваться с людьми и пополнять свои ряды за счёт рождённых гибридов, которые со временем превращаются в амфибий. Известно, что глубоководные добывают под водой золото, изготавливают из него причудливые ювелирные изделия и отдают их людям в обмен на жертвоприношения.

Летающие полипы (Flying polyps)

изображение: wikipedia.org

Одна из древнейших рас во Вселенной, упоминается в рассказе «За гранью времён». Полипы являются полуматериальными существами, обладающими отличными от всех известных человеку органами чувств. Миллиарды лет назад они прибыли на Землю из далёких галактик и стали воевать со Старцами и Йит. Летающие полипы оказались разгромлены и заточены под землю.

«Их нельзя было назвать полностью материальными – в нашем понимании материи; по типу своего сознания и способам восприятия они разительно отличались от любого из земных организмов. Например, у них не было такой категории, как зрение, – существующий в их сознании мир являл собой странную невизуальную систему образов. Они, однако, были материальны в достаточной степени для того, чтобы пускать в ход вполне вещественные средства в тех областях космоса, где эти средства имелись в наличии; кроме того, они нуждались в постоянном жилище, пусть даже и несколько своеобразного характера. Хотя чувства их могли проникать сквозь любые физические преграды, материальные элементы их существа были на это не способны; уничтожить их можно было только воздействием некоторых видов электрической энергии. Несмотря на отсутствие крыльев и иных специальных приспособлений, они могли свободно перемещаться по воздуху».

Г.Ф. Лавкрафт, «За гранью времён».

Великая Раса Йит (Great Race Yith)

изображение: wikipedia.org

«Длина каждого экземпляра — два с половиной метра. Само бочкообразное, пяти-складочное тело равняется немногим меньшим двух метров в длину и немногим больше одного — в ширину. Ширина указывается в центральной части, диаметр же оснований — 30 см. Все особи темно-серого цвета, хорошо гнутся и необычайно прочные.

Двухметровые перепончатые «крылья» того же цвета, найденные сложенными, идут из борозд между складками. Они более светлого цвета, остов трубчатый, на концах имеются небольшие отверстия. В раскрытом состоянии — по краям зубчатые. В центре тела, на каждой из пяти вертикальных, похожих на клепки, складок — светло-серые гибкие лапы-щупальца. Обвернутые в настоящий момент вокруг тела, они способны в деятельном состоянии дотягиваться до предметов на расстоянии метра — как примитивная морская лилия с ветвящимися лучами. Отдельные щупальца у основания — восемь сантиметров в диаметре, через пятнадцать сантиметров они членятся на пять щупалец, каждое из которых еще через двадцать сантиметров разветвляется на столько же тонких, сужающихся к концу щупалец-усиков — так что на каждой «грозди» их оказывается по двадцать пять.Венчает торс светло-серая, раздутая, как от жабр, «шея», на которой сидит желтая пятиконечная, похожая на морскую звезду «головка», поросшая жесткими разноцветными волосиками длиной в восемь сантиметров. Гибкие желтоватые трубочки длиной восемь сантиметров свисают с каждого из пяти концов массивной (около полуметра в окружности) головки. В самом центре её — узкая щель, возможно, начальная часть дыхательных путей. На конце каждой трубочки сферическое утолщение, затянутое желтой пленкой, под которой скрывается стекловидный шарик с радужной оболочкой красного цвета — очевидно, глаз».

Г.Ф. Лавкрафт, «Хребты Безумия».

Старцы знамениты созданием шогготов — разумной массы протоплазмы, способной принимать любой образ. Шогготы были созданы, чтобы служить Старцам, но, как это часто бывает, взбунтовались и уничтожили своих создателей. Кроме шогготов, Старцы создали человека, они проводили много экспериментов с генетикой, пытаясь искусственно вывести полезные организмы. Человек стал для них чем-то вроде забавной игрушки, а по другой версии — вкусным деликатесом.

По мимо фантастических существ, Лавкрафт создал ещё две знаковые вещи — город Аркхем и книгу Некрономикон. Поговорим о них более подробно ниже.

Аркхем (Arkham)


изображение: lanzaroteholidays.info

Вымышленный город в штате Массачусетс, расположенный к северу от Бостона. Через Аркхем протекает река Мискатоник, послужившей названием для знаменитого Мискатоникского университета. Очевидно, что Мискатоникский университет является отсылкой к реально существующему Массачусетскому технологическому институту (MIT). В отличие от реального учебного заведения, в библиотеке Мискатоникского университета хранятся различные оккультные книги, рассказывающие, как призывать демонов. Например, в нём хранится знаменитый Некрономикон. В американской культуре Мискатоникский университет является мемом и источником множества шуток. Например, в США можно купить «настоящий» диплом об окончании Мискатоникского университета, а также значки и другую символику с ним. Уместным аналогом для России будет какой-нибудь институт Борщеварения, что намекает о плохом образовании человека.

Аркхем, по мимо Данвича и Иннсмута, основное место действия для большинства произведений автора. Вероятно, реальным прототипом для создания Аркхема послужил город Салем, печально известный охотой на ведьм в 1692-1693 годах. Аркхемский сумасшедший дом используется в комиксах о Бэтмене, как тюрьма для особо опасных преступников.   

Некрономикон (Necronimocon)


изображение: craft4me.com

Вымышленная Лавкрафтом книга, написанная безумным алхимиков Абдулой Аль-Хазредом в 730 году. В книге описывается древнейшая история мира, до появления за Земле человека, а также, различные магические ритуалы для призывы Древних Богов и демонов. Название книги, Некрономикон, можно перевести, как «Книга мёртвых», что отсылает нас к древнеегипетской Книге мёртвых. Египетская книга представляла собой руководство для путешествия в загробном мире и помещалась в гробницу, в расчете, что умерший смоет ей воспользоваться после смерти. Никаких ритуалов по призыванию демонов, понятное дело, в ней не описывалось. Некрономикон объединяет различные произведения автора, упоминаясь везде, где только можно. Это, своего рода, Deus ex machina — инструмент для искусственного продвижения сюжета. Интересно, что многие читатели верили в истинность Некрономикона, и, видимо, настолько достали автора, что ему пришлось писать несколько официальных опровержений его существования.

В современной культуре Некрономикон является синонимом древней оккультной книги и широко растиражирован в кино. Например, в трилогии «Зловещие мертвецы».

Думаю, для одной записи этого более, чем достаточно и пора заканчивать. В заключение, хочу привести список литературы, рекомендованной для желающих ознакомиться с творчеством Лавкрафта. Библиография у него большая и читать все произведения смысла нет, поэтому я укажу лишь самые, на мой взгляд, значимые и интересные вещи. Зов Ктулху (культ Ктулху),Тень над Иннсмутом (Глубоководные), Хребты Безумия (Старцы и история мира по Лавкрафту), Шепчущий во тьме (Ми-го), Тварь на пороге (Шуб-Ниггурат), Обитающий во тьме (Ньярлатхотеп), За гранью времён (Великая Раса Йит и Летающие полипы).

Следующий выпуск будет посвящён художественным фильмам, снятым по произведения Лавкрафта, а на сегодня у меня всё. Благодарю за внимание!